Чавтараева Джулианна Мугарамовна
учитель начальных классов
ЧОУ«Средняя школа Возрождение»
г. Махачкала, Республика Дагестан
Предмет: русский язык
Рубрика: Хороший урок
Дата публикации: 01.11.2017.
Тема: «Ударение. Слова-омографы»
До этого урока дети знают об ударении, умеют находить ударный слог, но они еще не встречались с ситуациями, когда смысл слова меняется в зависимости от места ударения, они не знают о словах – близнецах (омографах).
Цель педагога: создать образовательную ситуацию, помогающую учащимся сделать вывод о роли ударения в передаче и различении смысла слов.
Задачи предметные:
- показать смыслоразличительную роль ударения;
- обогатить словарь учащихся;
- развивать речь.
Задачи метапредметные:
- развивать познавательные УУД (сравнение, анализ, умение делать выводы);
- развивать регулятивных УУД (оценивание);
- развивать коммуникативные УУД (умение строить высказывания, работать в паре).
Образовательный результат урока
Учащиеся смогут:
- объяснить, как связано ударение со смыслом слова (его лексическим значением);
- привести примеры слов-близнецов, смысл которых зависит от ударения, объяснить значение каждого слова;
- найти и правильно употребить слово (с нужным ударением) в зависимости от контекста.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Учитель — Ребята, посмотрите на рисунок, который появился на экране. Что на нем изображено?
Дети — На рисунке изображен замок.
Учитель — Сегодня на минутке чистописания мы будем писать слово замок.
(Под комментирование учащиеся записывают одно слово, а дальше самостоятельно прописывают до конца строки.)
Дети — Замок, ударный слог за. За слог слияния, пишу за, мо слог слияния пишу мо, к примыкает пишу к.
Учитель — Пропишите это слово до конца строки самостоятельно. Поставьте в словах ударение.
Учитель — Что такое ударение?
Дети — Выделение голосом одного из слогов в слове.
Учитель — Что такое ударный слог?
Дети — Это слог произносимый с большей силой, чем другие слоги в слове.
Учитель — А сейчас, ребята, я вам предлагаю вместе с вашим соседом по парте составить предложение с этим словом.
Дети — В замке живет принцесса. Мы подошли к замку.
Учитель — Молодцы!
Проблематизация
Учитель — Вы знаете, ребята, вчера по дороге домой я услышала такую историю. Иса попросил своего друга Тимура помочь ему. Иса уехал далеко и поэтому все просьбы передал по телефону. Тимур обещал помочь, и посмотрите , что же получилось у Тимура.
(На экране появляется картина с изображением двух ситуаций. ГвОздики в вазе и гвоздИки в столярной сумке).
Иса просил совсем не это и поэтому стал возмущаться.
— Какую чепуху ты сделал!
— Что попросил , то и сделал.
— Ты не понял смысл моих слов!
— Ты не так сказал.
Ребята, посмотрите на эти два рисунка. Есть ли в них смысл?
Дети — Нет, они бессмысленны.
Как вы думаете, кто из друзей ошибся?
Итак, Иса неправильно сказал или Тимур не понял смысл слов?
Одновременно прикрепляются к доске два листа, на которых написано:
|
|
Учитель — Возьмите стикеры, которые лежат у вас на столах, и прикрепите под той фразой (тем мальчиком), который ошибся. (Дети встают со своих мест и прикрепляют стикеры.)
Учитель — А могла ли такая ситуация возникнуть у нас?
Если вы думаете, что эта ситуация могла произойти с нами, то покажите мне ладошки, если вы считаете, что не могла, то покажите обратную сторону ладошек, а если вы сомневаетесь, то одну ладошку разверните ко мне, а другую к себе.
(Дети показывают ладошки).
Учитель — Я увидела, что мнений много. Это могло произойти с каждым из нас. Мы увидели, что это важно и для нас.
Целеполагание
Учитель — Итак, цель нашего урока — понять причину ошибки.
Образ результата
Учитель — Мы поймем, что достигли цели, если в конце урока каждый из вас сможет сказать:
- Я могу объяснить причину ошибки.
- Я не делаю таких ошибок.
Именно это мы и будем оценивать.
Критерии оценивания
Учитель — Ребята, посмотрите — это те критерии, по которым мы будем оценивать.
(Лист с критериями появляется на доске. Учитель называет критерии, но не акцентирует внимание на них).
1.Я могу объяснить причину.
2.Я могу исправить ошибку.
3.Я могу правильно использовать нужную форму слова.
Учитель — К ним мы вернемся в конце.
Планирование
Учитель — А работать мы будем по следующему плану:
- Нам с вами нужно найти особенные слова в тексте.
- Сравнить слова по значению.
- Назвать причину ошибки.
- Исправить ошибку.
Основная часть. Реализация плана
Учитель — Приступим к работе по нашему плану.
На доске появляются два предложения:
Убери гвоздики в сумку.
Гвоздики поставь в вазу.
Учитель — Спишите предложения.
В этих предложениях есть слова, от которых зависит смысл просьбы. Подчеркните слова, которые вы считаете особенными. Тот, кто выполнит первым, поднимите руку.
Дети записывают предложения и поднимают руку.
На столе лежат картинки с изображениями «гвоздиков» и «гвоздик». Ученики, которые первыми выполнили задание, подходят к учительскому столу и выбирают картинки и слово. И показывают всем ученикам.
— Молодцы, ребята! Вы правильно подчеркнули эти слова. А теперь закройте тетрадочки.
Учитель — У вас на столах лежит карточка с особенным словом, она подходит к двум рисункам. Что объединяет предметы, изображенные на этих рисунках?
Дети — Они записываются одним словом.
Учитель — Правильно. Эти слова пишутся одинаково. А как вы думаете, в чем разница?
Дети — Ударение падает на разные слоги.
Учитель — Давайте убедимся в этом. Сегодня место ударения будут показывать прищепки. Я вам покажу картинку, а вы синей прищепкой укажите место ударения.
Учитель показывает картинку «гвОздики», дети обозначают на карточке место ударения синей прищепкой, а затем картинку «гвоздИки» — красной прищепкой.

Учитель — Что мы видим? Давайте попробуем сформулировать вывод.
Дети — Есть слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному. Ударение ставится в разных местах.
Учитель — Верно, ребята. Таких слов-близнецов в русском языке много. Давайте поиграем.
Физминутка совмещена с дидактической игрой «Найди пару».
Для дидактической игры подготовлены карточки двух видов:
- Карточки с рисунками омографов (зАмок, замОк, Атлас, атлАс, Ирис, ирИс, рОжки, рожкИ, стрЕлки, стрелкИ, крУжки, кружкИ и др.)
Каждая каточка в паре слов–близнецов имеет цветную рамка синего или красного цвета.
- Карточки с напечатанным словом. Например,
ИРИС СТРЕЛКИ
Перед игровым упражнением каждый ребенок получает одну карточку с рисунком. Карточки со словами на начало игрового упражнения находятся у учителя.
Учитель — Ребята, у каждого из вас есть карточка с рисунком. Возьмите их, рассмотрите. Встаньте, покажите картинку всем, чтобы все смогли увидеть. А сейчас найдите каждый свою пару, связанную со словами-близнецами, то есть со словами, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному. Возьмите друг друга за руки, подойдите ко мне. Если вы правильно нашли пару, то вы получите у меня карточку с ответом.
Дети подходят парами к учителю, показывают рисунки, получают карточку со словом и садятся на свои места. Педагог помогает тем, кто не смог найти пару.
Учитель — Мы помним, что слова–близнецы отличаются местом ударения в слове. Обратите внимание на цвет рамки на вашей карточке с рисунком. Поднимите руку те, кому попалась карточка с красной рамкой (дети поднимают руку). Вы будете указывать место ударения красной прищепкой.
— Кому досталась карточка с синей рамкой (дети поднимают руку)? Вы указываете место ударения синей прищепкой.
— Определите место ударения и укажите его прищепками на карточке со словом.

Учитель — Давайте проверим. Сейчас на экране появятся ваши картинки. Те дети, которым попались эти картинки, встают, называют слово и ударный слог.
Учитель — Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Давайте вспомним, эти слова пишутся одинаково, а произносятся по-разному.
— От чего зависит смысл в этих словах? — От места ударения!
Учитель — А сейчас, составьте с любой парой слов словосочетания и поставьте в словах-близнецах ударение. Педагог опрашивает нескольких учеников.
Учитель — Мы нашли особенные слова и сравнили их, поняли, от чего зависит смысл слова. (Педагог говорит, указывая на пункты плана). Можем ли мы назвать причину ошибки, т.е. сказать из-за чего она произошла? (педагог указывает на третий пункт).
— В начале урока вы считали так: … — педагог обращает внимание на стикеры с ответами детей. — А что думаете сейчас?
Дети — Причина ошибки в том, что Иса неправильно сказал.
Учитель — А что именно неправильно?
Дети — Он неправильно поставил ударение.
Учитель — Как же нужно было сказать, чтобы просьба была выполнена?
Дети — Положи гвОздики в сумку. ГвоздИки поставь в вазу.
Учитель — Умницы! Откройте свои тетради и вернитесь к предложениям, которые мы записывали. В этих особенных словах–близнецах поставьте ударение, чтобы просьбы были верными.
Учитель — Какая была цель нашего урока?
Дети — Понять причину ошибки.
Учитель — Можем ли мы сказать, что цель достигнута?
Дети — Да.
Оценивание
Учитель — А теперь давайте оценим себя, как мы работали на уроке.
(На доске появляется оценочный бланк, у каждого ребенка таблица и наклейки-смайлики зеленого и красного цвета).
Учитель — Можем ли мы назвать причину?
Проговорите причину соседу по парте и проверьте друг друга.
Учитель — Если вы назвали причину сами, то отмечаем зелёным смайликом, если были затруднения или вам помогали, то красным. Занесите смайлики в оценочный лист.
Учитель — Смогли ли мы исправить ошибку?
На доске появляются два образца. Картинки с предложениями и поставленным ударением.
Шепотом проговорите просьбу еще раз.
Дети — Положи гвОздики в сумку. ГвоздИки поставь в вазу.
Учитель — Если вы правильно поставили ударение в обоих словах, то поставьте себе 2 смайлика зелёного цвета, если только в одном слове верно поставили, то один смайл зелёный , а второй красный. Если вы не справились, то оба смайлика красного цвета.
Учитель — А теперь поменяйтесь тетрадями. Проверьте, правильно ли записали словосочетания. Если всё правильно, то два смайла зеленого цвета, если только в одном слове верно поставили, то один смайл зелёный , а второй красный. Если вы не справились, то оба смайлика красного цвета.
А теперь посчитайте смайлы зеленого цвета. Если у вас пять смайлов зёленого цвета, то вы молодцы. Справились с работой.
Если 4 смайла, то вы тоже молодцы, вы хорошо работали, внимательно слушали !
Если у вас красных смайлов больше, чем зеленых , то у вас сегодня получилось не всё и вам нужно поработать над своими ошибками.
Рефлексия
Учитель — 40 минут урока прошли очень интересно!
— Какой момент для вас был самым радостным на уроке?
Учитель — А почему? Что именно тебе понравилось?
Дети — (Ответы детей).
Учитель — А мне на уроке было очень интересно слушать ваши словосочетания. Вы интересно придумывали и правильно говорили. Сегодня вы были МОЛОДЦЫ! Спасибо за урок!