Итоговый отчет сотрудников центра «ТОЧКА ПСИ» о стажировке в образовательных учреждениях Германии 06-09.06.2016 г.

25-07-16 Ирина Копейкина

Беглова Т.В., Битянова М.Р.
Специалисты центра психологического
сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»

г.Москва

Рубрика: Стажировка

Дата публикации: 25.07.2016

Дошкольные учреждения

Образовательная поездка включала в себя посещение следующих дошкольных образовательных учреждений:

  1. Евангелическое ДОО «Радуга» при общине (г. Гюстров)
  2. ДОО «Желторотики» при ассоциации рабочих самаритян (г. Марлов)
  3. «Свободная школа» (г. Гюстров)

Основные направления изучения деятельности дошкольных образовательных учреждений:

  • Организация образовательного пространства
  • Организация образовательного процесса
  • Индивидуализация образования
  • Организация педагогической деятельности

Организация образовательного пространства

Полифункциональность и мобильность помещений

В ДОО практически все помещения многофункциональны, предназначены для разных видов деятельности детей (за исключением комнат для творчества и ванных комнат). При необходимости помещения легко модифицируются под разные задачи.  В комнате ребенок может играть самостоятельно, либо включаться в деятельность, инициируемую педагогом (например, изготовление поделок), спать, кушать.  Мобильному изменению комнаты способствует оборудование: мебель легко передвигается, для сна используются легкие кушетки (матрасы), которые штабелируются и достаются при необходимости (кроме ясельной группы, у них свои кроватки).  В комнатах есть «зоны покоя», в которых ребенок может уединиться от остальных детей, отдохнуть.     Все материалы, необходимые для ребенка, находятся на доступном по высоте уровне.  В комнатах много свободного пространства, они не перегружены различными материалами. В одном из садов мы видели специальную комнату, в которой игрушки «отдыхают». Дети сами решают, какие игрушки туда отнести, и когда какие игрушки оттуда достать. Стены, пол также используются, как образовательный ресурс. Так, например, в ДОО «Желторотики» на стенах висят развивающие игры, на полу выложены «дорожки», которые могут использоваться детьми для развития координации движения. А в ДОО «Радуга» в холле представлены пять стихий (прозрачный желоб, по которому течет вода, когда на улице идет дождь, воздушная почта, по которой можно отправить сообщение на другой конец здания садика, глиняный подиум для сидения, живые цветы).

Для того, чтобы педагог мог комфортно работать, в ДОО используются мобильные стулья. Они низкие, что позволяет находиться на одном уровне с ребенком, на колесиках, что позволяет активно перемещаться по помещению, и со спинкой – опорой, что позволяет снизить физическую нагрузку на позвоночник.

Открытость образовательного пространства

В ДОО ребенок формально «приписан» к определенной группе, но при этом может свободно перемещаться из группы в группу, взаимодействовать с детьми и взрослыми по своему желанию. Может свободно выходить на улицу и сам выбирать, чем он там будет заниматься. В одном из садов ребенок должен возвращаться в свою группу во время приема пищи, в другом он может кушать в том помещении, в котором оказался в это время.

Архитектура здания подчеркивает открытость пространства: большие окна и двери минимизируют границы между помещением и улицей.  Ребенок, находясь в помещении, может наблюдать за жизнью за окном. Есть как общие выходы во двор, так и выходы непосредственно из рабочих помещений. Их открытость регулируется педагогами.

Полифункциональность дворовой территории

  • Эко-направленность среды. Во дворах дошкольных учреждений много растительности, безопасной для детей, имеющей разную фактуру, для того, чтобы ребенок мог получать различные тактильные ощущения.  Так, в ДОО «Радуга» есть грядки, за которыми ухаживают сами дети. На одних грядках декоративные растения, на других – съедобные. Еще один необычный исследовательский проект реализован в этих учреждениях. Дети, вместе с родителями и педагогами, создали из подручных материалов «Отель» для насекомых и теперь ведут наблюдения за жизнью насекомых. Много натуральных материалов (сооружения для лазания и скамьи из глины, необработанного дерева и др.)
  • Физическое развитие детей. Во дворе дошкольных учреждений много приспособлений для физического развития детей: дорожки с различными материалами, горки разной высоты, качели, приспособления для лазания…  Каждый ребенок в любой момент времени может пользоваться этими возможностями. Степень своей активности ребенок регулирует сам, в соответствии с представлениями о своих возможностях и с договоренностями, существующими в этой среде. Сформировать такие представления помогают педагоги и вся система организации жизни: детям предлагается много видов активности (целесообразной и полезной с точки зрения развития крупной моторики, координации, мышечной гибкости и силы и др.), а взрослые правильными вопросами и краткими советами помогают детям осознать те сигналы, которые посылает им тело. В результате  дети весьма разумно регулируют свои активность, например,  при качании на качелях, лазании и др. Со стороны может показаться, что взрослые никак не участвуют в этом процессе, но это не так: они и приглядывают за детьми, будучи готовы дать им нужный совет, и очень много делают для того, чтобы дети выбирали безопасные виды активности.

Организация образовательной деятельности

Самостоятельность и ответственность детей

Основной принцип деятельности детей в детском саду – свобода выбора.   Взрослый может предлагать детям различные виды деятельности, но включаться в них или нет – решает сам ребенок.  Педагогическая цель – развитие собственной мотивации ребенка. При этом в пространстве детского сада существует четкая система договоренностей, правил, которые ребенок должен соблюдать. Правила транслируются разными способами:

  • Открыто предъявляются взрослыми (например, на общем утреннем круге, или на круге внутри группы).
  • Представлены в качестве пиктограмм на стенах, полу.
  • Транслируются от старших детей к младшим.

Примеры правил:

  • Ограничение количества детей, одновременно находящихся в комнате.
  • Выход на улицу лишь при условии нахождения там одного взрослого (любого).
  • Правила безопасности (не раскачиваемся на качелях, если рядом находится человек).

Существуют и санкции за нарушение правил. Например, перемещение по детскому саду только в сопровождении взрослого, если ребенок не справляется с предоставленной ему свободой, и возникает тревога за его жизнь и здоровье или жизнь и здоровье других детей.

Интересный опыт развития самостоятельности представлен в ДОО «Желторотики». У каждого ребенка есть индивидуальная папка, в которой он может хранить все, что пожелает. Никто его папку проверять не будет. Но есть одно правило – один раз в месяц ребенок должен разобрать папку, оставив только самое важное для него.

Самостоятельность, как это и положено в этом возрасте, во многом формируется за счет развития навыков самообслуживания в быту. Уже двухлетние дети во время завтрака сами собирают себе бутерброд из предложенных взрослыми продуктов (хлеба, сыра, зелени, ветчины), сами могут намазать масло маленькими ножиками.  Есть детские кухни, на которых дети могут что-то готовить, печь что-то вкусное. Созданы условия, чтобы дети могли сами обслужить себя в туалете, налить воды или компота, одеться. И поскольку дети заинтересованы в том, чтобы взрослые не очень ограничивали их активность, они многое стараются делать самостоятельно.  При этом взрослых в помещениях достаточно для того, чтобы каждый малыш был под спокойным и немного отстраненным присмотром.

Вокруг любого взрослого, занятого любым делом, как специально-педагогическим, так и просто бытовым собираются небольшие группки детей. Педагог организует полезную и интересную детям активность.

Достаточно часто мы встречали детей, которые не были включены ни в какую общую деятельность: сидели на диванчиках в укромных местах, ходили (или ползали, если это совсем маленькие дети) по комнатам. Было видно, что они спокойны, в контакте со взрослыми, с интересом наблюдают за нашей группой. Некоторые из них включались в общение с нами, другие продолжали заниматься своим «ничегонеделанием». Взрослые относились к этому с пониманием и вниманием.

Развивающая деятельность

Прежде всего, хочется отметить возрастную сообразность деятельности, которая предлагается детям. Дети младшего возраста – познание тела, накопление чувственного опыта, познание собственных возможностей и ограничений. 4-5 лет – формирование представлений о собственной уникальности. 6 лет – подготовка к школе с точки зрения развития саморегуляции и устойчивых личных интересов, прежде всего.

Учреждение предоставляет ребенку широкое поле для реализации своих интересов. При этом существует темы и проекты, в которые предлагают «погрузиться» ребенку. Выбор тем определяется временем года, религиозным и государственным календарем. Тема предъявляется детям на утреннем круге (как общем, так и внутри группы), присутствует в оформлении. Педагог предлагает детям деятельность с опорой на тему. При этом детей приглашают в соавторы, спрашивают их мнения о том, как можно содержательно наполнить тему, как оформить пространство и т.д.

В данных ДОО существует форма организации детей, называемая «Утренний и вечерний круг». Круг – это традиционное собрание детей, педагогов, родителей, со своими правилами и ритуалами.    На утреннем круге дети настраиваются на день, погружаются в тему, знакомятся с новенькими… Вечерний круг – это подведение итогов, присвоение полученного опыта, отреагирование.  Есть круги, общие для всего сада, включая ясельную группу. Есть круги по группам.

В работе с детьми широко используются подручные материалы. Креативность развивается, в том числе, за счет расширения возможностей использования привычных материалов.

Каждый педагог ДОО должен уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте. Поэтому в работе много музыки.

Открытость образовательного пространства проявляется еще и в том, что к работе с детьми приглашаются разные взрослые. В том числе и педагоги из других стран. Участники образовательных стажировок также могут предложить детям свои занятия.

На старших ступенях ДОО существует подготовка к школе. Так, например, в ДОО «Радуга» существует клуб «Шатающихся зубов». Задача подготовки – развитие произвольности детей, подчеркивание особого статуса, что помогает подготовиться к принятию на себя позиции школьника. Только в этой группе существуют занятия, которые предполагают достаточно длительное сидение детей и их погруженность в конкретное учебное содержание. Но и здесь дети сами определяют, чем именно они будут заниматься.

Работа с семьей

Основной принцип, реализуемый в детских садах, звучит так: «Мы принимаем не ребенка, мы принимаем семью».  Поэтому существует система договоренностей «семья – дошкольное учреждение». Деятельность детского сада прозрачна и понятна родителям.  Так, в ДОО «Радуга» представители семьи должны в обязательном порядке присутствовать на утреннем круге в первые дни пребывания ребенка в данном учреждении, затем —  по мере возможности родителей. Это снижает тревожность ребенка в период адаптации, а родителям помогает понять правила учреждения, договориться об общих принципах воспитания.

В ясельном отделении ДОО «Радуга» фото родителей закреплено на кроватках, где спят дети.  Это также помогает детям чувствовать связь с семьей, успокаивает их.

Родители принимают участие в создании портфолио ребенка. Семья, вместе с детьми, наполняет портфолио значимыми для них материалами.

 

Индивидуализация образования

Оценка достижений развития

Во всех ДОО у каждого ребенка есть портфолио. Для маленьких детей содержание портфолио определяет педагог и родители. В портфолио отражаются успехи детей в разных видах деятельности, размещаются фотографии.  Ребенок также может влиять на выбор содержания портфолио.

В ДОО нет отметок результатов деятельности. Но есть качественная оценка педагогов результативности развития ребенка. Педагог ведет наблюдение за каждым ребенком. Наиболее значимые изменения находят отражение в портфолио. У педагогов есть листы наблюдения, специально разработанные формуляры, в которых нашли отражение возрастные особенности.  Педагог фиксирует информацию про ребенка в эти бланки. При этом, ребенок сравнивается только с самим собой, фиксируется его индивидуальное продвижение.  Такого рода информация становится основой для постановки индивидуальных задач и разработки индивидуального образовательного маршрута.

Уникальность каждого

В каждой группе есть «галерея» всех детей. Есть разные традиции демонстрации уникальности каждого ребенка: фото, гипсовый слепок руки или ноги, бусинки, отмечающие кол-во лет в данном учреждении и т.д. В ДОО много фото, отражающих события в жизни детей.

 

Организация педагогической деятельности

В работе педагогов нет жесткого планирования. Но есть представление об образовательных результатах ребенка. Образовательные результаты структурированы по сферам: эстетическое изображение и дизайн, коммуникация и язык, элементарная математика и мышление, тело и движение, музыка и ритмика, религиозный опыт. Цели транслируются и родителям.  Родители знают, что погружение в данную деятельность позволит ребенку сформировать определенные компетенции.  Педагог, наблюдая за детьми, дает качественную оценку развития тех или иных компетенций ребенка, его мотивацию.

В ДОО педагогам предоставляется достаточная свобода в определении содержания деятельности, форм взаимодействия с ребенком, в ведении документации. При этом предъявляются высокие требования к развитию профессиональной рефлексии и определенным профессиональным компетенциям.

Профессиональные компетенции педагога ДОО:

  • Умение выстраивать отношения с воспитанником, построенные на признании права каждого ребенка реализовывать собственные интересы;
  • Умение увлечь ребенка деятельностью;
  • Умение регулировать уровень помощи ребенку, в зависимости от его запроса и индивидуальных потребностей;
  • Умение наблюдать за ребенком и видеть ключевые изменения, которые происходят в его развитии
  • Умение фиксировать эти изменения и предъявлять их разным адресатам: самому ребенку, родителям, другим педагогам;
  • Владение музыкальным инструментом;
  • Умение оценить качество собственной профессиональной подготовки и сделать запрос на повышение квалификации.

Педагоги работают в команде. Раз в неделю они договариваются о том, какие виды активности детей они будут стимулировать, и кто за что будет отвечать. Обсуждают успехи и сложности отдельных воспитанников. В течение дня они распределяют места в ДОО, за которые отвечают, чтобы во всех ключевых точках садика были взрослые. Таким образом, развивающая среда и быт сада в каждый момент – это результат взаимодействия всех взрослых. В тех садах,в которых существуют четкие границы между группами, в каждой группе работает несколько взрослых. Виды работ между ними распределяются ситуативно, под задачу.

Таким образом, посещение дошкольных образовательных учреждений дает лучшее понимание того, каким образом может быть организован образовательный процесс, ориентированный на развитие активности, самостоятельности и ответственности ребенка.   И какие профессиональные компетенции взрослых этому способствуют.

 

Школы

Образовательная поездка включала в себя посещение следующих образовательных учреждений:

  1. Государственная начальная школа района Ноекельн Берлин (с преобладанием мигрантов среди населения)
  2. Вальдорфская школа (г. Берлин)
  3. «Свободная школа» (г. Гюстров)
  4. Интернациональная школа (г. Гюстров)

Основные направления изучения деятельности образовательных учреждений:

  • Дети как посредники в решении конфликтов (Школа в Берлине для эмигрантов и интернациональная школа в г. Гюстров)
  • Проекты и практика
  • Уроки
  • Организация развивающей среды
  • Развитие самостоятельности и ответственности детей.

Дети как посредники в решении конфликтов

В школе, как в любом сообществе, время от времени возникают конфликты.  В двух школах мы увидели, что детям передают право самостоятельного решения конфликтных ситуаций.

Государственная начальная школа района Ноекельн Берлин с преобладанием мигрантов среди населения. В школе обучаются дети из семей, имеющих разный социальный, образовательный, материальный уровень. История эмиграции семей также различна. Многие родители не говорят на немецком языке. Также и дети, приходя в школу, языка не знают. Все это создает риски возникновения конфликтных ситуаций. Для решения этой проблемы в школе реализуется программа, целью которой является передача детям технологий решения конфликтов. Для включения в программу выбираются дети, которые становятся медиаторам в ситуации конфликта (в конфликтах «горизонтальных»: дети-дети и конфликтах «вертикальных»: ребенок- педагог) Программу проводит социальный педагог, работающий в школе на условиях аутсорсинга и представляющий НКО, специализирующееся на реализации образовательных и социальных программ для школьников.

В Интернациональной школе мы увидели на стенде список учащихся, включенных в группу анти-мобинг и обращение этой группы привлекать их к решению проблем такого рода. К сожалению, не удалось более подробно познакомиться с этим опытом.

 

Подходы к организации образовательного процесса

Организация учебного процесса

В Государственной начальной школе района Ноекельн Берлин и «Свободной школе» г. Гюстров практикуется следующая организация процесса обучения: вместе учатся дети 1-2, 3-4, 5-6 классов. Естественно, что внутри класса обучение ведется по разным программам. Благодаря такой организации, у ребенка, развивающегося с опережением, есть возможность пройти за 1 год 2 класса, а при наличии трудностей ребенок может пробыть в классе три года. Каждый год происходит ротация состава: старшие дети переходят в следующий класс, приходят новенькие. Это позволяет ребенку, которому трудно осваивать программу, не чувствовать себя «второгодником». В 1-2 классах не применяется никакого оценивания по отношению к результатам ребенка. В качестве главное цели педагоги ставят адаптацию ребенка в процессу обучения  и развитие у него мотивации на самостоятельность. Педагоги внимательно наблюдают за каждым ребенком и планируют программу его дальнейшего обучения.

Уроки

Государственная начальная школа района Ноекельн Берлин. В данной образовательной поездке удалось посетить уроки только в данной школе.

В 1-2 классе, который мы посетили, находятся дети с разным образовательным уровнем, с разной степенью владения языком. Педагог работает с группами детей по разным программам.  Дети чувствуют себя на уроке свободно, но при этом видно, что есть четкие правила в рамках деятельности на уроке (бытовые и учебные). Часть детей сидят в мини-группе, есть дети, которые сидят отдельно от других, развернувшись спиной или лицом к остальным. Но при этом все включены в работу, видно, что у каждого есть контакт с педагогом. Стиль педагога – спокойный, уверенный.

Все дети на уроке работают в рамках одного предметного материала, но на разном уровне сложности. На начальном уровне овладения письмом дети пишут в тетрадке карандашом. Если ребенок сам заметил ошибку, или на нее указала учитель – можно стереть и написать правильно.

Взаимооценивание детей. На уроке ребенок, перед тем как представить всем свое задание, выбирает, кто из детей даст ему качественную оценку. Дети устно дают обратную связь выступлению ребенка по заранее определенным критериям. После этого свое мнение высказывает педагог.

 

Метод погружения

«Свободная школа». В начальной школе преподавание предметов проводится методом погружения. Есть обязательные для изучения темы, есть темы, которые предлагают (выбирают) дети самостоятельно. На одну или две недели дети погружаются в тему, которая отражена в расписании. Дети знают, в какой период будет изучение, и объем материалов, которые необходимо изучить. Для того, чтобы помочь детям «удержать» ключевые моменты в теме и систематизировать изучаемую информацию активно используются ментальные карты. В начальной школе педагог предлагает ученика готовые карты, затем дети создают их самостоятельно. В конце изучения темы дети представляют результаты своей работы, готовят презентацию и доклад. Степень своего включения в изучаемый материал и темп изучения ребенок определяет самостоятельно. В свободном доступе ребенка существуют информационные листы и листы с заданиями, которые он должен выполнить в рамках данной темы. Есть обязательный материал и очень  много материала по выбору. До 5 класса в этой школе нет домашних заданий.

В старших ступенях школы также практикуется погружение. Оно организовано в форме «образовательных бюро», которые проходят несколько раз в год. В остальное время обучение организовано традиционно – в форме регулярных уроков.

 

Развитие самостоятельности и ответственности детей

Качественная оценка достижений учащихся

«Свободная школа». В начальной школе дети не получают отметок за обучение (до 8 класса). Педагоги считают, что отметки искажают мотивацию учеников. Педагог дает качественную оценку достижений учащихся по критериям (Развитие определенных компетенций).  Педагоги отмечают эффективность безотметочного подхода, говорят о том, что они видят снижение мотивации в старших классах, когда вводятся отметки за обучение.

В «Свободное школе» есть образовательные тесты, которые дети сдают в обязательном порядке. Так, при переходе в 7 класс, дети сдают тест на умение вести вычисления в уме и в столбик. После того, как тест сдан – ученик получает право пользоваться калькулятором.

В школе используется «дневник», в котором находит отражение индивидуальная программа работы ребенка. В нем написаны темы, которые изучает ребенок и сам ученик обозначает, какие из них он уже изучил. Педагог дает подтверждение тому, что тема изучена.

В школе также ведется портфолио, в котором отражены образовательные достижения учащихся. Ученик принимает решение, какие результаты будут зафиксированы в портфолио.

С 5 по 9 класс у учеников есть методические папки. В папке собраны памятки о том, как работать над заданиями разных видов. Например, как подготовит плакат, как сделать ментальную карту и пр. Первый лист в папке – результат теста, который показывает предпочтительный для этого ребенка индивидуальный стиль деятельности. Тест заполняется каждый год и анализируется учеником самостоятельно.

В Вальдорсфской школе обучение идет без отметок. В начальной школе педагог готовит для родителей развернутую характеристику ребенка, в которой отражаются успехи ученика. Один раз в неделю педагоги собираются для того, чтобы проанализировать текущую ситуацию, определить задачи работы, скорректировать программу, если возникает необходимость.

 

Организация развивающей среды

В школах активно используют наглядные материалы. Результаты проектов детей выставляются на всеобщее обозрение. Тема, которую изучают дети, представлена в виде схем, плакатов, ментальных карт на стенах в кабинете и в коридоре.  Все материалы находятся в свободном доступе.

В коридорах стоят столы и стулья, куда дети могут во время урока уйти индивидуально работать, если у них возникает такая потребность.

В школах также есть утренний (вечерний) круг. Но он проходит не каждый день. Собирается 1 раз в неделю или по необходимости.

Вальдорфская школа.   Это пример того, как системно организовано решение образовательной задачи. Пространство, организация образовательного процесса, управление школой – все реализует идею свободного развития ребенка в его собственном темпе.    Среда насыщена материалами для ручного труда и творчества.

Вызвало интерес деление пространства на учебную зону и зону, где находятся дети во второй половине дня (продленка). Помещение для второй половины дня не похоже на учебный класс. В большей степени это похоже на домашнюю комнату ребенка.

 

Проекты и практика

«Свободная школа». С 7 класса каждый ученик пишет самостоятельную предметную работу. Дети выбирают тему, пишут ее и представляют в конце января. 2 раза в год происходит погружение в «образовательное бюро», Дети разрабатывают проект в смешанной группе. Тема выбирается учащимися самостоятельно.

С 7 класса все дети 2 раза в год проходят практику. Продолжительность практики 1-2 недели. Дети сами ищут место, где они будут работать. Основное правило –не у родителей. По окончанию практики ученики делают публичный отчет по итогам.

Вальдорфская школа.  С 9 класса дети обязательно включаются в практику.  Содержание практики определено по классам: 9 класс- сельскохозяйственная практика, 10 класс –практика на воде (парусник), 11 класс – социальная практика, 12 класс – искусство).

В этой школе также большое значение придается проектам. Причем, проекты могут быть воплощены в школе. Так, проектом одного из классов было создание кафе для учеников. Проект успешно реализован и в школе существует детское кафе.

Таким образом, в школах накоплен опыт передачи ученикам ответственности за учебу. Ответственность поддерживается передачей детям «инструментов», повышающих их компетентность в процессе обучения и созданием реальных ситуаций самостоятельной деятельности. Продуманы механизмы поддержки учебной мотивации. Также интересен опыт включения детей в реальную жизнь через проведения практик и рефлексии учениками полученного опыта по ее итогам.

 

 

Инклюзия в образовании

Образовательная поездка включала в себя:

  • Работа логопеда с билингвальными детьми;
  • Взаимодействие психолога и педагога в процессе сопровождения ребенка, проходящего курс у психиатра;
  • Коррекционная школа им. А. Франкл
  • Центр Аутизма

Работа логопеда с билингвальными детьми

У логопеда Н. Александровой накоплен большой опыт работы с детьми – билингвами, имеющими трудности в развитии языка. Этот опыт имеет под собой прочную базу и при этом практикоориентирован.  Этот опыт может быть интересен учителям, работающим с детьми – билингвами в образовательном пространстве (детский сад, школа), т.к. может помочь понять причины затруднений ребенка и оказать адекватную поддержку.

Взаимодействие психолога и педагога в процессе сопровождения ребенка, проходящего курс  у психиатра

Ребенок, попадающий на прием к психиатру, сопровождается психологом. В Германии стараются медикаментозное лечение применять крайне редко, делая упор на способность ребенка к адаптации в результате поддерживающей психолого-педагогической помощи взрослого. Психолог, работающая в паре с психиатром, имеет опыт организации взаимодействия с педагогами в образовательном учреждении по вопросам сопровождения ребенка с особенностями развития. Опыт организации такого взаимодействия (содержание, технологии, критерии оценки результативности) может представлять интерес для педагогов и психологов образования.

Коррекционная школа имени Анны Франк

Организация образовательного пространства

В школе создана безбарьерная среда. Двери широкие – это позволяет детям на колясках перемещаться по школе. Пришкольный огород также сделан с учетом потребностей разных детей. Для того, чтобы огородом могли пользоваться дети на колясках, сделаны высокие грядки с возможностью подъехать вплотную.  Для развития тактильных ощущений подобраны растения с разными свойствами.

Разные пространства школы выкрашены в разный цвет, что облегчает детям ориентировку.  Ванная комната и туалет специально оборудованы для того, чтобы была возможность детям с особенностями физического развития ими пользоваться.

В школе существует специальная сенсорная комната, в которой есть возможность варьировать светом и звуком. В спортивном зале есть различные приспособления для развития моторики.

Все кабинеты полностью открываются на улицу. Это расширяет пространство класса. Жалюзи автоматически затеняют окна при сильном солнце.

 

Организация образовательного процесса

В школе дети не получают отметок, есть только качественная характеристика, отражающая особенности обучения ребенка в школе. Рубрикация этого документа задана, но внутри педагог заполняет ее в соответствии с собственными представлениями.  Классы сформированы по возрастам,  внутри группы дети могут перемешиваться по интересам.

В начале года для каждого ребенка прописывается «образовательный маршрут», в котором указываются цели на год. Это план обсуждается с родителями. В конце года проводится анализ того, как реализован план.

На каждом классе работает команда (учитель и воспитатель). Один раз в неделю дети уходят домой раньше. Это время выделено для того, чтобы педагоги могли обсудить успешность детей, согласовать подходы. В школе собирается аналитическая информация на каждого ребенка. Кроме того, разработаны алгоритмы действий по решению различных задач. Все документы хранятся в электронном виде. Задан разный уровень доступа к этим материалам.

В школе дети в обязательном порядке работают над проектом.  Работа над проектом завершается его публичным представлением.

Основная задача школы – помощь детям в адаптации в социуме. Для этого в школе созданы условия для реальной трудовой и бытовой деятельности детей. Есть кабинеты, в которых дети выполняют элементарные производственные задачи (например, собирают комплект деталей). Это реальное производство. Созданные детьми наборы передаются на заводы.

Для развития навыков самообслуживания в школе есть учебная кухня. Все оборудование кухни может подниматься на разную высоту.  Все шкафы подписаны, также имеется фотография, показывающая, что лежит в этом шкафу. В каждом кабинете есть мини-кухня, где дети в течении дня могут приготовить себе легкие закуски.

Итак, данная школа является хорошим образцом современной коррекционной школы, в которой создана безбарьерная среда. Кроме того, интересен опыт педагогической деятельности, включающий в себя и практику взаимодействия с детьми, и документооборот.

Центр аутизма

В центре реализуется программа помощи людям с расстройством аутистического спектра всех возрастных категорий (и дети и взрослые). Специалисты центра работают и с окружением человека с расстройствами аутистического спектра. Цель работы специалистов – помощь людям с аутизмом в адаптации, за счет передачи четких схем действий в различных ситуациях.

В центре наглядно представлено, каким образом должно быть организовано пространство для человека с такими особенностями (учебный кабинет, игровое пространство, ванная комната, кухня, комната для трудовой деятельности). В работе активно используются карточки, на которых отображается информация при помощи фото- слова – пиктограммы. Это позволяет считывать эту информацию людям с различной степенью аутизма.

Таким образом, опыт инклюзивного образования интересен с точки зрения организации пространства и практического опыта работы с детьми с различными особенностями развития.


 

Дополнительное образование

Образовательная поездка включала знакомство с:

  • «Детским университетом» и лабораторией для школьников (Университет г. Гюстров);
  • Работой педагога церковной общины (г. Гюстров, евангелический храм Св. Марии)
  • Музейной педагогикой (замок Валеннштайна, г. Гюстров)

Знакомство с опытом работы педагогов за пределами образовательных учреждений позволяет расширить представление о том, каким образом может строиться работы с детьми (задачи, приемы, содержание).

 

«Детские университеты» и лаборатории для школьников

В университете дети занимаются самостоятельной исследовательской деятельностью под руководством студентов.  Ребята на выбор получают описание проблемных ситуаций и ищут ответ на поставленные вопросы. Результаты исследования дети представляют всем участникам программы.

Работа педагога церковной общины

Педагог работает через пробуждение внутреннего интереса ребенка к духовному миру.   В обращении к ребенку нет слова «должен другим».  Подчеркивается долженствование по отношению к себе.

Работа педагога строится путем:

  • пробуждения у детей эмоций;
  • самораскрытия взрослого (личный опыт);
  • развития самосознания ребенка.

Работа строится с учетом возраста ребенка. Активно используются формы реальных проектов (например, постановка циркового представления, которое демонстрируется на городской площади).

Музейная педагогика

Задачи педагога:

  1. Основная задача – освободить детей от страха перед музеем.
  2. Передать исторические знания.

Для решения этих задач используются активные методы работы. Дети создают проекты, исследуют музей. У детей дошкольного возраста есть возможность отметить в музее день рождения.  Для подростков проводятся лекции, темы которых привлекательны для детей этого возраста. Например, гигиена в средние века. Это формирует первичный интерес к деятельности музея, который потом развивается.  Дети, проявившие интерес к деятельности музея, могут помогать педагогу, а затем и готовить собственные лекции. С 16 лет разрешено работать лекторами в музее самостоятельно.

Музейный педагог активно сотрудничает со школами, в музее могут проходить уроки. Прежде чем класс придет в замок, педагог связывается со школой и узнает про особенности класса. Его задача учесть особенности детей при подготовке урока в музее.

Скачать